|
|
|
М.: "ИИФ ДИАС лтд" , 1997. - 180 с. твёрдый переплёт |
Книга является
первым русскоязычным переводом Дж. Руми,
сделанным в русле суфийской традиции.
На
свете нет дервиша,
а если бы он был, тот дервиш не
существовал бы.
Он существует как сущность,
но его атрибуты утратили
существование в Божьем существе.
(III, 3669 - 3670)
Проницательный ум, когда отделен от
своих друзей,
становится подобным лучнику, у
которого переломился лук.
Когда что-либо радует тебя в этом
мире,
подумай, не расстаться ли с этим
предметом.
Многие радовались тому, чему
обрадовался ты,
но в конце, как ветер, оно исчезает.
Оно покинет и тебя тоже, не позволяй
своему сердцу к нему привязаться.
Беги от него, прежде чем оно убежит
от тебя.
Прежде, чем ускользнут от тебя
объекты обладания,
скажи форме сотворенных вещей, как
Мария:
"Я ищу защиты от тебя у
Милосердного".
(III, 3693; 3698 - 3700)
Когда ощущение духовного сжатия
овладевает тобой,
о, путник, это для твоего же блага.
Пусть не сжигает тебя скорбь,
ведь в состоянии расширения и
ликования ты растрачиваешь.
Этот энтузиазм для равновесия
требует дохода в виде боли.
Если бы всегда стояло лето,
иссушающий жар солнца сжег бы сад
до корней вглубь земли.
Увядшие растения никогда бы не
зазеленели вновь.
У декабря - кислое выражение, но он
полон доброты.
Лето смеется, но, тем не менее,
разрушает.
Когда приходит духовное сжатие,
узри в нем расширение;
возрадуйся и не хмурься.
(III, 3734 - 3739)
Наблюдай за свойствами расширения
и сжатия
в пальцах твоей ладони:
после сжатия кулака наверняка
приходит разжатие.
Если бы пальцы всегда были сжаты
или всегда разжаты,
их владелец стал бы увечным.
Твое продвижение направляется
этими двумя свойствами,
они необходимы тебе
как два крыла - птице.
(III, 3762 - 3766)
Для влюбленных умирание происходит
каждое мгновение;
поистине, умирание влюбленных
более, чем одного вида.
Влюбленный получил две сотни
жизней
от Души Наставничества
и каждое мгновение он жертвует иной
жизнью.
За каждую отданную жизнь он
получает десять;
как об этом говорится в Коране:
"десять... подобных ему".
Если моя кровь будет пролита этим
дружественным Ликом,
то, победно танцуя, я расточительно
отдам жизнь Ему.
Я уже пытался, эта жизнь - моя
смерть;
и коли я бегу от этой жизни, то чтобы
превозмочь ее навеки.
"Убейте меня, убейте меня, о
верные друзья!
Ведь в моем убиении - жизнь превыше
жизни".
(III, 3834 - 3840)
Для влюбленных единственный лектор
- красота Возлюбленного;
их единственная книга, и лекция, и
урок - Его Лик.
Внешне они молчаливы,но их
проникновенное поминание
воспаряет к высокому трону их
Друга.
Их единственный урок - исступление,
кружение и дрожь,
а не педантичные указания закона.
(III, 3847 - 3849)
Я поражаюсь тем искателям чистоты,
которые,
когда настает время полировки,
жалуются на грубое обращение.
Любовь - как судебный иск:
испытать суровое обращение - это
доказательство.
Если доказательств нет, иск
проигран.
Не предавайся скорби, когда Судья
требует доказательств;
поцелуй змею, чтобы обрести
сокровище.
Эта жесткость - не по отношению к
тебе, сынок,
а по отношению к зловредным
качествам внутри тебя.
Когда кто-нибудь выбивает ковер,
удары направлены не на ковер, а на
пыль в нем.
(III, 4008-4012)
Равнина, где выросла эта страшная
отрава, взрастила также и
противоядие, сын мой.
Противоядие молвит тебе: "Ищи у
меня защиты, ибо я ближе к тебе, чем
яд".
(III, 4076 - 4077)
Мирское имущество и это тело - талый
снег, однако Бог покупает их, ибо
сказано: "Аллах купил".
Ты предпочитаешь растаявший снег
тому, что предлагает Бог.
Ты подозрителен, а потому не
обладаешь несомненностью.
Есть в тебе это причудливое мнение,
которое не долетит до сада
несомненности.
Каждое мнение на самом деле - жажда
уверенности и хлопанье крыльев в
погоне за ней.
Когда достигнуто знание, крыло
становится стопой, а знание ощущает
благоухание того сада.
На этом проверенном Пути знание
ниже несомненности, но превыше
мнения.
Знай, что знание - искатель
несомненности, а несомненность -
искатель видения и интуиции.
(III, 4115 - 4121)
Каждый, кто опален божественным
Солнцем, станет крепок как камень;
без страха или стыда, черты его лица
огненны и завесораздирающи, как лик
несравненного Солнца.
Каждый пророк был твердоликим в
этом мире и сражался единоручно
против воинства королей;
не отворачивался от страха или
боли, но, одинок и в одиночку,
бросался против целого мира.
Камень твердолик, и смел его взгляд,
он не боится кирпичей, швыряемых
миром.
Ибо кирпичи обрели силу в печи для
обжига, а камень затвердел
благодаря Божьему мастерству.
(III, 4139 - 4144)
Твои муки - поиск пути ко Мне; вчера
вечером я слышал твои громкие
вздохи.
Я способен без отлагательств дать
тебе доступ, показать проход,
спасти тебя из водоворота времени,
дабы мог ты вступить в сокровищницу
единения со Мной.
Но сладостность и наслаждения
места отдохновения
пропорциональны болезненности
странствия.
Только тогда ты станешь
наслаждаться родным городом и
родней, когда испытал муки
изгнания.
(III, 4154 - 4158)
Когда ты читаешь Коран, не смотри на
внешнее, сын мой:
Иблис считал Адама не более чем
глиной.
Поверхностный смысл Корана подобен
человеческой форме:
хотя его черты видимы, дух его
сокрыт.
Дядьки смотрят на племянника сто
лет,
и однако его внутреннего состояния
не видят и на волосок.
(III, 4247 - 4249)
Ограничено время, и вода изобильная
утекает.
Пей же, пока не развалился на куски.
Существует славный канал,
наполненный Жизни Водою:
черпай воду, чтоб плодоносным
стать.
Мы пьем воду Хызра из реки речений,
произнесенных святыми.
Придите, жаждущие!И даже если не
видишь ты воду,
подобно слепцу, искусноприноси
кувшин свой к реке и черпай из нее.
(III, 4300 - 4304)
Религиозный закон /шариат/
подобен свече, указующей путь.
Если ты не владеешь свечой, нет и
странствия.
Когда же достиг ты пути, твое
странствие - Путь /тарикат/,
а конец путешествия - Истина /хакикат/.
Потому говорится: "Будь
реальность проявлена, не было бы
религиозных законов".
(Пролог)
Наше сокровенное сознание подобно
корню дерева.
И как древесная твердь
распускается листьями,
так в душах и умах листья растут
соответственно корню.
С древа веры крылья воспаряют в
небо:
"Корень его тверд, а ветви в
небесах".
(III, 4386 - 4388)
Звук хлопка не возникает от одной
руки.
Жаждущий стонет: "О, вкуснейшая
вода!"
Вода взывает: "Где тот, кто выпьет
меня?"
Жажда в наших душах есть магнетизм
Воды:
Мы - это Она, а Она - это мы.
(III, 4397 - 4399)
Сто раз ты принимаешь решение
отправиться в некое путешествие
Он притягивает тебя куда-то еще.
Он поворачивает узду во все
стороны,чтобы необъезженная лошадь
получше узнала наездника.
Сообразительная лошадь скачет
ровно, поскольку знает, что на ней
сидит всадник.
Он устремил твое сердце к сотне
страстных желаний, разочаровал
тебя, а затем разбил твое сердце.
Он сломал крылья твоих
первоначальных намерений,
как же ты можешь сомневаться в
существовании Крылокрушителя?
Его предопределение оборвало
веревку пустых затей,
как же ты можешь оставаться слеп к
Его Повелениям?
(III, 4456 - 4461)
Твои решения и намерения время от
времени осуществляются,
чтобы с помощью надежды твое сердце
могло бы породить еще одно
намерение,
которое Он мог бы опять разрушить.
Ведь если бы Он полностью лишил
тебя преуспеяния,
ты бы отчаялся: как же тогда посеешь
зерно ожидания?
Если сердце твое не посеет это
зерно и не столкнется затем с
бесплодностью,
как оно распознает своё смирение
пред Божьей волей?
Благодаря неудачам влюбленные
постигают Господа.
Неуспех - проводник на пути в Рай.
Помни хадис: "Рай окружен
болью".
(III, 4462 - 4467)
"Приходите
невольно" - приводной механизм
для разумных.
"Приходите добровольно" -
весна тех, кто потерял свои сердца.
(III, 4472)
Влюбленный - в погоне за
возлюбленной;
Когда приходит возлюбленная,
влюбленный исчезает.
Ты влюблен в Бога, а Бог таков, что
когда Он приходит,
от тебя не остается и единого
волоска.
От Его взгляда исчезает сотня таких
как ты.
Я думаю, что ты влюблен в ничто.
Ты - тень, а влюблен в солнце.
Когда приходит солнце, тень тотчас
исчезает.
(III, 4620 - 4623)
Таков искатель при дворе у Бога:
когда приходит Бог, искателя больше
нет.
Хотя единение с ним есть бессмертие
превыше бессмертия,
но сначала это бессмертие состоит
из умирания самости.
Отражения, ищущие Свет, исчезают,
когда Свет появляется.
Может ли разум остаться, когда Он
повелевает ему уйти?
Всякая вещь гибнет, кроме Его Лика.
Пред Его Ликом гибнет существующее
и несуществующее:
существование в несуществовании
поистине великолепно!
В этом месте богопроявленности все
умы пребывают в растерянности;
когда перо достигает этой точки,
оно ломается.
(III, 4658 - 4663)
* * *
Новые переводы Руми,
не вошедшие в книгу "Сокровища вспоминания":
Я был
там в первый день, прежде, чем вещи получили имя. В тот день не было ни "я", ни "мы". Каждое название и все названные предметы появились после меня. В локоне
Возлюбленной * Есть
место, где слова порождаются тишиной. Есть
место, где голоса воспевают
твою красоту, * В тот
день, когда меня коснется твоя
любовь, Слова
искуснейшего поэта не смогут
передать, * У тебя
две руки, две ноги, два глаза, Ты
взываешь: "Я - влюбленный", Если ты
видишь влюбленного и
Возлюбленную как двух, * Моя
увечная поэзия стала
танцевать, Имя Его
привлекло ангелов слов * Видишь
тот караван верблюдов, * .Всю ночь
напролет я танцевал вокруг
дома моей Возлюбленной. * Наш сад
полон соловьев, Подобно
лилии, мы выходим из себя. * В сердце
влюбленного есть лютня, Ты
говоришь, он похож на безумца - * Мы не
впереди, мы позади. Как
кисть в руке художника, * Не
спрашивай меня о молитвенных
камнях - Сады, и
пламя, и соловьи, * Не
говори больше о ночи! - * О
искатель, Ты
провел тысячи ночей Пусть
ночь искушает тебя, подобно
прекрасной деве, Страшись
этой ужасной ночи, Святые
находят свои сокровища, Когда
твой дух состарится и
износится, Я говорю
тебе опять и опять: * О
искатель, Ты
сгораешь в пламени, * Гора
твоего воображения - пара
хлебных крошек, не более. * Он дает попробовать на вкус Не
отчаивайся, Если Он
перед лицом захлопывает дверь, Мясник
отрубает овечью голову для еды, Но
сходство заканчивается здесь, Я прошел
землю от края до края, Помолчите
наконец! Он дает
на пробу. * Мы были
закованы - Он еще одну цепь
добавил. Мы
заблудились в зеркальном доме - * Лицо мое
пожелтело от сожалений - не
спрашивай, почему. Не всё ли
равно, что в доме моем творится? * Я сказал: Он
отвечал: "Еслы ты
принадлежишь мне, Я сказал:
"Зачем меня ты ранишь Он
отвечал: * Когда я
заливался кровавыми слезами, Когда я
ушел из этого мира, Теперь
ты спрашиваешь: Какие
обещания? - * Рубиновые копи Прошлой
ночью я узнал, как стать
возлюбленным Бога, Я
заглянул в себя, В пещере
моей души Я
глотнул и увидел безбрежный
океан - Небеса
призывают меня своими дождями
и громом - Всё, что я слышу, - это зов моего Возлюбленного. * Когда ты
движешься вокруг Сатурна, Когда ты
движешься вокруг Друзей Бога, Когда ты
движешься вокруг копей, Когда ты
движешься вокруг Души всех душ, * Ты
обыскал весь свет, чтоб выжить, Ты был
рожден в объятиях счастливых
единения, На
берегу реки уснув, И,
восседая над горой сокровищ, * В этом
поиске Когда ты
хлебнешь вина единения, * Мастер Санаи Кто-то сказал: "наставник Санаи мертв". Смерть
такого мастера - нешуточное
дело. Он был
золотым самородком в куче пыли. Он дал
телу упасть обратно в землю, Что было
раньше смешано, теперь
расслоилось: Во время
путешествия все странствуют
вместе - Он
достиг последней ступени. О,
Мастер, теперь, когда ты ушел из
этого мира, *** |
Copyright
© 1997-2001 Орден Ниматуллахи
Все права защищены